Техника Трансцендентальной Медитации уникальна в своей способности оздоравливать мозг, способствуя его целостному функционированию.
В этом интервью, размещенном на сайте www.tm.org, д-р Фред Трэвис объясняет значение интегрированного (целостного) функционирования мозга и огромную пользу Трансцендентальной Медитации в этой сфере.
— Вы говорите о том, как техника Трансцендентальной Медитации содействует «интегрированному функционированию мозга». Что это значит, и почему это так важно?
Д-р Трэвис: В мозге есть различные участки, связанные со зрением, слухом, мышлением, эмоциями, действиями, принятием решений, планированием и т.д. Когда мозг здоров, все эти области работают сообща, «интегрировано». Это очень важно, поскольку окружающий нас мир постоянно меняется, и нужен здоровый, целостный мозг, который способен правильно оценить — где мы находимся, решить — где мы хотим находиться, а затем спланировать шаги для достижения этой цели.
— При этом задействуется весь мозг?
Д-р Трэвис: Ведущую роль в оценке всей поступающей информации играют
лобные доли, или ассоциативная кора головного мозга. Эта часть мозга не получает никакой информации непосредственно извне: она лишь сводит воедино всё то, что поступило через органы сенсорного восприятия.
Лобные доли подобны дирижёру, который берёт таланты из разных оркестровых групп и объединяет их в прекрасном музыкальном произведении.
— Сейчас много говорят о влиянии стресса на работу мозга. Что происходит с мозгом в стрессовых ситуациях?
Д-р Трэвис: Стресс не позволяет лобным долям развиваться. Говоря «стресс», я имею в виду в том числе алкоголизм и наркоманию, тяжелую психологическую атмосферу в семье, постоянную угрозу жестокости и даже неправильное питание. А когда лобные доли человека не развиваются, он живёт примитивной жизнью. Он не может планировать — и не планирует — ничего наперёд. Его мир упрощён, и он способен иметь дело только с тем, что происходит с ним прямо сейчас. Тут-то и появляется негибкое мышление: «Ты либо со мной, либо против меня», или «Я и мои пацаны — классные, а все остальные против нас».
Возьмите, например, алкоголь. Алкоголизм разрушает клетки мозга и нарушает связи с лобными долями. Связи между лобными долями и другими частями мозга начинают формироваться в возрасте 12-13 лет, и этот процесс продолжается до 30-35 лет. Поэтому, если вы выпиваете в школьные годы, то это наихудшее из того, что вы можете сделать для своего мозга — и для своей жизни.
— А эти нарушения в мозгу можно увидеть?
Д-р Трэвис: Безусловно. Лобные доли не активизированы в мозгу людей, которые вспыльчивы, импульсивны, не могут контролировать свои поступки. Опять-таки, у этих людей примитивное видение мира. Примерно так — «Я вижу шоколадку; я забираю шоколадку. Я вижу машину; я забираю машину».
— Может ли мозг измениться?
Д-р Трэвис: К счастью, да. Мозг постоянно меняется с получением жизненного опыта. Неважно, какие именно прошлые опыты перекрыли эти связи в мозгу; изменить мозг можно, если выбрать особый вид нового опыта.
— Какой, например?
Д-р Трэвис: Такой как программа Трансцендентальной Медитации. Исследования показывают, что техника Трансцендентальной Медитации даёт совершенно особый новый опыт спокойной основы активного ума. Это состояние внутренней пробуждённости без определённых качеств или атрибутов. И, согласно исследованиям, этот опыт приводит к более целостному функционированию лобных частей мозга. Фактически, техника Трансцендентальной Медитации уникальна в своей способности «тренировать» эту важную часть мозга: она делает мозг более здоровым и способным функционировать как единое целое.
— Можно ли это доказать?
Д-р Трэвис: В течение двух-трёх месяцев занятий техникой Трансцендентальной Медитации мы начинаем отмечать высокий уровень интеграции связей в лобных частях мозга. И, что интересно, эта интеграция не исчезает после занятий этой техникой: со временем это упорядоченное функционирование всё больше и больше «вплавляется» в повседневную деятельность’.
Исследования показывают, что у людей с многолетним опытом медитации (в
среднем 24 года), внутренняя пробуждённость и интеграция мозга поддерживаются постоянно. И, правду говоря, это должно быть целью образования. Образование не должно заключаться только в изучении умножения или таблицы Менделеева. Оно должно также развивать целостное функционирование мозга, чтобы человек принимал более правильные решения, более точно оценивал ситуацию и больше наслаждаться жизнью.
— Вы говорите, что важно начинать этот процесс в студенческие годы. Почему?
Д-р Трэвис: В первые 20 лет жизни создаются связи между клетками мозга, развивается производительность мозга и растёт скорость обработки информации. Это идеальное время для образования нервных связей, которые будут существовать всю жизнь.
И тогда, завершая своё образование в возрасте 25 лет с магистерской или докторской степенью, человек будет не только знатоком одной конкретной области жизни, но и хозяином и знатоком самой жизни.
Правильное мышление будет основываться на наиболее глубоком, фундаментальном уровне жизни. Действия будут спонтанно правильными — в
соответствии с внешними условиями и в гармонии с окружающими людьми.
Это состояние просветления, и оно вполне доступно каждому учащемуся, когда программа Трансцендентальной Медитации является частью школьных/
университетских занятий.